Ишимский краеведческий музей




Главная > О музее > Новости > Публикации > Благородный дар художника Василия Сибирякова
Меню

Благородный дар художника Василия Сибирякова

Омский художник Василий Сибиряков в День музеев подарил Ишимскому историко-художественному музею 37 картин: всю выставку пейзажей в технике пастели, привезенную в Ишим месяц назад. Это событие уникально не только для нашего города, оно масштабно и в контексте сегодняшнего дня вообще. Ведь значение понятия «благородный» становится для нашего современника всё более туманным. В XIX в. оно было связано с принадлежностью к дворянскому сословию, в XX в. обозначало бескорыстное служение во благо другим. Как же мы определим значение слово «благородный» в XXI веке? Хочется в связи со щедрым даром художника нашему музею, истолковать слово «благородный» как «рождающий благо». Ведь добро, щедрость, обязательно дадут всходы. Это своего рода «эстафета добра». С таких громких слов начнём разговор о творчестве Василия Сибирякова. Фамилия (а не псевдоним) как нельзя лучше определяет тематику его творчества - сибирский пейзаж. Муза его степенна и несуетлива. Нет в его работах ярких красок, цветовых контрастов; ничего броского, ошеломляющего. Но, вновь и вновь всматриваясь в пейзажи художника, ощущаешь их многогранность; благоговейное «предстояние» вырвавшегося на свободу городского жителя перед целительными силами природы.

 

 

За нами пыль и дымные хвосты,

Все улеглось. Одно осталось ясно:

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы

 

Как созвучны эти поэтические строки Николая Рубцова с очарованностью художника перед ежеминутно меняющей свой лик природой! В этих, по-восточному сдержанных, пейзажах (сродни китайской монохромной живописи, порой - японской гравюре) мы обнаруживаем скрытое движение, бесконечную динамику. Влияние импрессионизма (impression - впечатление) мы обнаруживаем в пейзажах художника. Кстати главный принцип импрессионизма, «изображение жизни в ее изменчивости и развитии», нельзя не связать с увлечением художников данного направления восточным искусством. Скрытую жизнь, энергию превращений можно почувствовать в каждой работе Василия Сибирякова. В пейзаже «Мостик» она бурлит в низко нависших бурых облаках, в которых, кажется, роятся мириады снежинок, в то время как тёмная река уже замерла в ожидании зимы. В этом парадоксальном контрасте угадано сложное, переходное состояние природы. В «Половодье реки Уя» с помощью глубины тона, фактуры пастельного штриха, художнику удалось невероятное: показать многослойность воды и иное качество каждого просвечивающего глубинного слоя. Василий Сибиряков поистине виртуоз пастельной техники. Его импровизации сродни музыкальным пассажам. Достаточно взглянуть на условное изображение леса в «Северных озерах», чтобы поразиться смелости автора. Во многих работах можно почувствовать продолжение традиций классического русского и советского пейзажа. Чисто саврасовские ноты мы можем обнаружить в таких работах, как «Неожиданно выпал снег», «Серый день» и «Забытый край». «Саврасов умел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, часто печальные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу», - эти левитановские строки вспоминаешь, глядя на пейзажи Сибирякова. Ф.Васильев, И.Левитан, В.Серов, Н.Ромадин, С.Герасимов, Е.Моисеенко - художник отметил целый ряд русских мастеров пейзажа, покоривших его. Прежде, чем стать мастером, художник прошел очень непростой путь. Родился в Омской области в поселке «Большие Уки» в 1956г., после окончания школы в 1974г. отслужил в армии, учился в народном институте им. Крупской в Москве, закончил граффак Новосибирского пединститута. Творчески работает много и постоянно: в 2009г. прошло тринадцать его персональных выставок, в 2010г. - семь. Работы Василия Сибирякова находятся в частных коллекциях и музеях Польши, Германии, Чехословакии, Люксембурга и в других странах. Он - член творческого союза профессиональных художников, председатель Омского отделения ТСХВ (этого союза). Выставка, представленная в Ишимском музее, носит название красивое и динамичное: «По дороге с облаками».

 

 

Если я затеряюсь,

Окутанный пылью земной,

Облака путь подскажут,

Проплыв надо мной.

А потом окажусь

Среди рек и озер полноводных...

 

Эти строки из сборника китайской поэзии могли бы стать эпиграфом к выставке. Пейзажи Василия Сибирякова вызывают целый ряд ассоциаций, поэтических и музыкальных, т.к. отражают душевный строй самого автора. Василий Сибиряков работает над своими картинами в мастерской, используя этюды, а порой и без них. Он стремится развить искусство видеть едва заметные явления в природе, совершенствуя технику и лаконизм композиционных решений. Музыка, мольберт, краски и природа как часть человека, а человек как часть природы - всё это сосредоточено в мастерской художника. Есть что-то мистическое и космическое в точке соприкосновения художника и природы. И именно она как «звенящий нерв» завораживает нас.

 

 

Плывут облака

Отдыхать после знойного дня

Стремительных птиц

Улетела последняя стая.

Гляжу на природу,

Природа глядит на меня

И долго глядим мы,

Друг другу не надоедая.

 

Первозданная целостность мира, как и в стихах знаменитого Ван-Вея (VIII в., Китай), отсутствие малейших признаков «коммерциализации искусства» подкупают зрителя. Искренность и проникновенность работ Сибирякова не могут пройти незамеченными, не вызвав отклика - и, действительно, среди ишимцев уже появились чуткие поклонники творчества художника. Глядя на выставку, нельзя не обратить внимания на близость пейзажей Василия Сибирякова к работам А.Либерова, замечательного Омского мастера, выпускника Академии художеств. Та же сдержанная, но необычайно богатая тонально живопись (трудно назвать эти живописные пастели графикой), сложная серо-голубая гамма. Но, если А.Либеров часто включает в свои работы жанровые мотивы, у Сибирякова их нет. И пейзаж превращается у него из картины природы в сферу исследования единой души природы и человека, в «медитативный жанр». В этом, и в бесконечной любви к родной земле, где художника когда-то «нарекли русским именем», неповторимость и таинственная притягательность его творчества.

 

Искусствовед В.М. Лузина

 

P.S. ПАСТЕЛЬ (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшит. от pasta - тесто), 1) живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стёртых в порошок пигментов с добавлением камедей, молока, иногда мела, гипса и т. д. 2) Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой бумаге, картоне, грунтов, холсте, замше, пергаменте. Красочный слой закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый пульверизатором). Большое значение штриха сближает пастель с графикой. Художественный эффект пастели основан на особой силе, чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Происхождение пастели гипотетически относят ко 2-й пол. XV в., когда возник интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во Франции и др.) Термин «pastello» впервые появился в конце XVI в. с конца XVIIв. Усиливаются живописные тенденции. В XIX в. в технике пастели работали Э.Делакруа, Э.Мане, О.Ренуар, особенно Э.Дега (открывший в пастели выразительную силу линий и богатство фактуры). Русские художники И.Левитан, В.А.Серов, В.Лебедев, Н. Тырса также обращались к этой технике в XXв. ... Художественная энциклопедия, М. 1988г. Т.II, стр. 105.5

 

 

Афиша
16/05/2017

20 мая 2017 в музее будет проходить Всероссийская акция "Ночь в музее" в программе: [Подробнее]

10/05/2017

27 апреля 2017 г. в Ишимском историко-художественном музее (корпус «Городская управа», ул. Ленина, 64) состоялось открытие выставки «Три истории о войне», которую представил её куратор научный сотрудник Константин Иванов. [Подробнее]

События