Ишимский краеведческий музей




Главная > Сибирский валенок

Сибирский валенок


МЕТЕЛИ, ВЬЮГИ ЗАДУВАЮТ, ВСЕХ В ВАЛЕНКИ ОБУВАЮТ!

 



Фото из архива музея. 1930-е гг.


С расхожими фразами: «Сибирский валенок», «Прост как валенок», «Не мытьём, так катаньем», «В пим дырявый», «Тупой как сибирский валенок» связана вполне реальная история «Как баба пимы удумала», записанная фольклористами в 1986 году: «Было это в те времена, когда сибиряки про пимы не ведали. Жил в одном селе мужик. Летом рыбу ловил, зимой зверя бил. На хлеб-соль зарабатывал, да и на другое что оставалось. Только зимой за зверем в сапогах трудно ходить. Вот он и заказал своей бабе шерстяные носки связать. А жена у него пустая бабёнка была: как с постели, так пошла по деревне языком чесать. Вот, муж раз напомнил про носки, а она ему: «Только шерсть спряла». Другой раз напомнил, опять: «Уже вязать начала!». А тут все сроки прошли – что делать? Баба долго не думала: затопила баню, нагрела воды, да в горячей воде шерсть запарила. Чулком сделала и сушить. Жёсткие чулки получились: мужик их в сапоги, да куда там! Вот и стал он их без другой обувки носить. И вот ведь что: хоть неказистые, а тёплые оказались!».

 

 

Фото из архива музея 1910-е гг.

 

Быличка эта была записана в одной из деревень Ишимского района и является доказательством того, что народ интуитивно чувствует, где настоящая родина Сибирского валенка. Потому и проводит Ишимский историко-краеведческий музей каждый год в декабре «Праздник Валенка». По окончании праздника фонды музея пополняются потрясающими эксклюзивными образцами украшенных валенок, увидеть которые можно на выставках музея.

 

 

Победители конкурса «Сибирского валенок» 2008 года.

Дизайн художников Емельяновых

 

До недавнего времени валенки являлись основной зимней обувью сибиряка, а многие до сих пор предпочитают их сапогам. Недаром в народе сложилась поговорка: «Сибиряк не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается». Эту мудрость знал и знаменитый русский писатель А.П. Чехов. Май 1890 года выдался сырым и холодным и Антон Павлович, проезжая в это время через Ишим, так замёрз, что вынужден был купить в нашем городе валенки, чтобы как-то согреть ноги. В ишимских валенках писатель проделал путь до самого Томска, пока, не предназначенная для весенней распутицы, обувь, наконец, не раскисла от сырости и грязи.

 

 

Фото из архива Н.В. Деевой. 1930-е гг.

 

В каждой российской губернии валенную обувь, изобретённую сибиряками, называли по-своему: валежки, валенцы, катанки... У нас, в Ишимском районе, валенки называют и катанками, и чёсанками, и пимами, причём старики могут объяснить, чем каждый из видов отличается от другого. В фондах музея хранятся уникальные фотографии с изображением модных в начале ХХ века сибирских валенок, с высокими надколенными бортами. Эта обувь была настолько уважаема в народе, что её одевали даже в особо торжественных случаях. О чём говорит уже тот факт, что фотографироваться в салон мужчины приходили в самых парадных одеждах и, естественно, самой парадной обуви – валенках.

 

 

Фото из архива музея. 1910-е гг.

 

Ремесло пимоката, как и его изделия, достойны уважения и особого почитания, так как тепло валяная обувь хранит не только благодаря шерсти животных, но и теплу рук мастера, катающего валенки. Особенно выручили сибиряков пимы в годы Великой Отечественной войны. Когда сибирские дивизии, готовясь защищать Сталинград, появились на улицах Москвы, в добротных полушубках и валенках, крепкие как на подбор, москвичи впервые поверили, что советская армия ещё крепка, что эти сильные сибирские парни смогут отстоять Родину. И отстояли! Фронтовикам в валенках было, конечно, тепло, но шерстяная обувь намокала от снега, и её нужно было сушить, а в окопах и землянках сделать это очень трудно. Ещё А.Т. Твардовский в знаменитой книге про бойца «Василий Тёркин» писал: «Что ты валенки мне хвалишь?  Разреши-ка доложить. Хороши? А где сушить?».

 

 

Фрагмент картины Т.И. Марченко

«Разгром и пленение немецко-фашистских войск

под Сталинградом в 1942-1943 гг.»

 

 

Солдаты в/ч 22184 г. Ишима к забегу в валенках готовы! Ишим, 2009г.

 

Однако, на многих фотографиях и рисунках, запечатлевших военную хронику, солдаты обуты в добротные сибирские валенки. На ишимской земле (в городе, деревнях и соседних районах) всегда были кустарные производства валенок. Об этом рассказывают документы из архива МУК «Ишимский историко-краеведческий музей» и ГУТО «Государственный архив в г. Ишиме». В 1944 году в Ишиме был построен пимокатный завод, где изготавливали валенки не только по государственному плану, но и по заказу горожан из шерсти заказчика (её называли «давальческое» сырьё). До того времени валянием пимов занимались в артели им. Ильича и артели «Объединение». В военные и послевоенные годы семьи фронтовиков обеспечивались валенной обувью в первую очередь, а Ишимский Совет депутатов трудящихся настаивал, чтобы на декабрь каждого года пимокаты изготавливали до 300 пар дамских и детских валенок и передавали их в торговую сеть города. Кстати, Райпромкомбинат, в ведомстве которого находился пимокатный завод, принимал заказы не только на валенки, но и на заливку галош для них. Если учесть, что зимы 1940-х годов были особенно суровыми, а о газе в то время и не мечтали, то для сибиряков было два основных источника тепла: шерсть и дрова. Причём, ещё вопрос: что важнее? Чтобы добыть дрова, необходимо было облачиться в овечьи тулупы и овечьи же валенки. В том их ценность. Доходило до абсурда: чтобы получить от гортопа (организация, занимающаяся заготовкой дров для нужд города) топливо вне очереди, ишимцы давали директору гортопа взятку в валенной волюте (3 пары валенок за 1 кубометр дров). Закончилась война, но сибирские валенки не потеряли своей актуальности. В 1960, -70, -80-е годы для многих сибиряков валенки были единственной зимней обувью. Только в 1990-е годы с коренным изменением в экономике страны, появилась возможность изменить старой доброй привычке, облачаться в валенки «и в пир, и в мир…».

 

 

Фото из архива С.А. Даниловой "Свадьба" 1930-е гг.

 

Но для тех, кто, по долгу службы, вынужден находиться на морозе продолжительное время, валенки до сих пор являются наиболее приемлемой зимней обувью. Службы ремонта, охраны, МЧС получают чуни (валенки с калошами) в комплекте со спецодеждой.

 

 

 

Торговля валенками на празднике "Сибирский валенок 2009"

 

Таким образом, только на Ишим каждые два года государство выделяет больше 2 000 пар валенок фабричного производства. Новый XXI век возродил прошлые традиции – на прилавках магазинов появился богатый ассортимент сибирских валенок для модниц. Вышитые, вырезанные, украшенные – они прочно вошли в моду, и современные красавицы гордо дефилируют в них по подиуму. Современные валенки разнообразны по дизайну и размерам. Существует в России валенок-гигант, около двух метров в подошве, и валенок-лилипут, с десятикопеечную монету. В Ишиме же современные мастера катают валеночки со спичечный коробок. Приходите в музей и убедитесь в этом сами!

 

Ольга Самсонова,

Ишимский историко-краеведческий музей

 

Фотографии праздника "Сибирский валенок"


Афиша
20/10/2014

На выставке "Коркинский острог" вам расскажут, что такое "городня", надолбы, заплот. Только на этой выставке вы увидите ружьё системы Фузея, пушку 18 века, натруску... Вам интересно? Ждём Вас! [Подробнее]

20/10/2014

Приглашаем жителей Ишима и гостей города посетить уникальную выставку пастелей Ишимского художника А. Г. Игнатченко "Времена, времена..." [Подробнее]

События