Ишимский краеведческий музей




Главная > Наш артефакт > Коллекция поддужных колокольчиков
Меню

Коллекция поддужных колокольчиков

 

 

Поддужные колокольчики

 

 В Ишимском историко-краеведческом музее собрана интересная коллекция поддужных колокольчиков, которые играли заметную роль в народном быту. Они подвешивались под дугой в почтовых и курьерских тройках, и были популярны с конца ХYIII до начала ХХ веков.

 

Прежде всего, колокольчики выполняли функции сигнального средства. До их появления об отъезде и приезде почтовой повозки должен был сигнализировать рожок. Однако рожок в России не прижился. Колокольчик же быстро полюбился ямщиками. Не исключено, что это связано с особым отношением к ним, как к явлению национальной культуры. Россия, как известно, превосходила европейские страны по развитию колокольного дела. Поддужный колокольчик являлся миниатюрной копией большого колокола. Недаром существовали легенды о рождении колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова. Во всех легендах сквозит убеждение, что ямские колокольчики - это потомки вечевого колокола, олицетворяющего свободу и независимость.

 

 Колокольчик, помимо утилитарного, имел и художественно-эмоциональное значение. Всю дальнюю дорогу он радовал сердце своим звоном. Подтверждают это отлитые на колокольчиках надписи: «Езжай - поспешай, звони - утешай», «Звону много - веселей дорога», «Купи - не скупись, езди - веселись» и другие.

  

В фондах Ишимского музея собраны поддужные колокольчики различных заводов: села Пурех (Горьковской области), братьев Трошиных; Слободского (Кировской области) братьев Поповых; Кунгура (Пермской области) и Тюмени. Причем Пурех и Слободской славились значительным объемом производства колокольчиков и широким распространением своих изделий на всю Россию. Так, продукция Пуреха шла через Нижегородскую ярмарку на Урал и в Сибирь, а продукция Слободского в Нижний Новгород, Ирбит и Екатеринбург

  

Первый колокольчик, выпущенный в Тюмени датирован 1807 годом. Колокольный завод Гилевых был основан под Тюменью в 1820 году. Многие заводы и мастерские располагались вблизи тракта Москва - Тобольск. В 1824 году тракт был капитально перестроен, его полотно было расширено. Не исключено, что именно это обстоятельство явилась причиной расцвета колокольных заводов. Производство поддужных колокольчиков процветало вплоть до начала ХХ века. Известны сибирские парные колокольчики, которые выпускались в комплекте и назывались «мужик и баба».

  

Почтовые тройки использовались для перевозки не только почты, но и пассажиров, а также для катания в праздники. Тройки с колокольчиками часто сопутствовали свадьбе, проводам рекрутов и другим событиям.

  

Окончательный удар промыслу был нанесен первой мировой войной. Также почтовые тракты утратили свое значение с появлением железной дороги. Но изготовление колокольчиков представляло собой заметное явление в жизни России.

  

Около десятка колокольчиков хранится в нашем музее, они радуют нас совершенством форм, красотой рельефа и мелодичностью звона. Сохранить эти предметы прошлого и использовать для изучения истории России - благородная задача.

 

 

 

Подготовила Светлана Завьялова

 

 

 

 

Афиша
14/08/2017

Памятные даты [Подробнее]

29/05/2017

Памятные даты Май-Июнь: [Подробнее]

События