Ишимский краеведческий музей




Главная > Наш артефакт > Парфюмерия Генриха Брокара продавалась в Ишиме
Меню

Парфюмерия Генриха Брокара продавалась в Ишиме


 

 

Флакон "Брокаръ и Ко"

 

Парфюмерия Генриха Брокара была известна всему миру, а ароматы конкурировали даже с французскими.... Например, на всемирной выставке в Париже, духам Брокара ''Персидская сирень'', члены жюри присудили Большую золотую медаль.


Пользовались этой продукцией и жители нашего города, об этом свидетельствуют давние находки - рекламный щит товарищества «Брокаръ и Ко», и пустой прозрачный флакон с логотипом фирмы, найденные случайно на территории нашего города. Пора приоткрыть завесу тайны этих старинных предметов, а также знаменитой не только в России, но и за её пределами парфюмерной компании...


Перелистывая, пожелтевшие страницы «Нивы», невольно удивляешься многообразию рекламных объявлений с яркими призывами приобрести то или иное средство. Стоит отметить, что ассортимент продаваемых народу товаров и предлагаемых услуг принципиально за сто лет не изменился: средства против облысения и для похудения, против алкоголизма, различные лекарственные средства, мазь для чистки сапог, самокрасящие гребенки, валенки, белье, косметика и парфюмерия, которыми, наверняка, как и во все времена очень интересовалась прекрасная половина человечества...


Конец 19 века можно по-праву назвать золотым веком русской парфюмерии. Среди таких известных имён, как Ралле, Келер, Жуков, следует выделить ещё одно - Генрих Брокар. Среди большого разнообразия предлагаемой парфюмерной продукции, часто предпочтение отдавали «брокаровской».



Генрих Афанасьевич Брокар


В 1861 году в Москве появился молодой Анри Брокар (Генрих Афанасьевич Брокар, так он представлялся московской публике), ничего не предвещало его блистательной карьеры.


В заброшенной конюшне Фаворских он открыл мыловарню, и вместе с двумя работниками начал варить мыло. Но как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла 2-3 рубля. Анализируя спрос и предложение россиян, его молодая жена Шарлотта выяснила, что русские аристократы пользуются французским мылом, а простые люди моются щелоком, который изготавливали из печной золы. Таким образом, проблема состояла в том, чтобы заинтересовать простой люд покупкой мыла. Именно Шарлотта предложила Генриху создать дешевое мыло с буквами алфавита. Говорят, благодаря брокаровскому мылу немало бедных детишек выучили азбуку. Следом за «детским» последовало мыло под названием «Народное», по копейке за кусок, оно-то и принесло Брокару  настоящую известность и ощутимый доход, а затем и большой капитал. Маленькая мыловарня смогла вырасти в одно из крупнейших парфюмерно-косметических предприятий России, настолько крупное, что оно оказалось в состоянии дожить до наших дней.


В 1873 г. Москву посетила дочь императора Александра II великая княгиня Мария Александровна. На приеме в Кремлевском дворце Брокар преподнес ей восковой букет: надушенные розы, ландыши, фиалки, нарциссы создавали полную иллюзию живых цветов. В результате Брокар был удостоен звания Поставщика Государыни Великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской. Еще не Поставщик Двора, но уже близко к этому.


Такая привилегия стоила дорогого. Тем более если учесть, что как раз в этот период фирма Брокара находилась в состоянии войны с пиратами. Подделка такого вензеля быстро переводила дело из простого уголовного или гражданского в стопроцентно каторжное.


Посетив ряд европейских производителей парфюмерии, и обеспечив поставки цветочных эссенций, Генрих Афанасьевич приступил к выпуску одеколона "Цветочный". Выпуск одеколона сопровождался эффектной рекламной акцией. На Всероссийской Промышленно-художественной выставке 1882 года был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Удачная рекламная акция сделала свое дело, и вскоре производством одеколона "Цветочный" занимался целый корпус фабрики Брокара. Так же как и "Народное мыло", "Цветочный" стал первым массовым одеколоном в России.


Пришло время занять свою нишу на рынке элитной парфюмерии. Это было непросто, потому что ценители хороших духов предпочитали продукцию известных торговых домов. Брокар был возмущён, он писал: ''В России хрустальная посуда для тонких духов не менее изящна, а порой и выше качеством и формой здешней, не говоря уже о самих духах...''Брокар, конечно не без участия Шарлотты, изобрел изящный способ продемонстрировать покупателям, что они ничего не смыслят в хороших духах. Так, однажды свои духи они разлили в пузырьки известной французской фирмы «Любэн», а те перелили в свои флаконы. Богатые покупатели привычно платили бешеные деньги за французскую марку и отворачивались от местной..., пока через неделю газеты официально не опубликовали признание Брокара в намеренном обмане. Был огромный скандал. Выручка Брокара снова взлетела вверх.


Так, маленькими шагами, просчитывая один за другим пиар-ходы, фабрику обрусевшего француза стали уважительно именовать "Империя Брокара"...


3 декабря 1900 года Генрих Брокар скончался от смертельной болезни. Его дело продолжили сыновья - старший Александр и младший Эмилий. За дело они взялись весьма энергично и уже к 1913 году добились того, что семейная фирма получила высший в России титул Поставщика Двора Его императорского Величества. Это был год празднования трехсотлетия дома Романовых. Пройти мимо такого события Брокары просто не могли, и к памятной дате в продажу поступили духи, собравшие потом первые места на всех выставках. Духи назывались «Любимый букет императрицы». Существует версия о том, что они потом долгие годы производились под названием «Красная Москва».



Коробка и флакон духов "Красная Москва"


Спустя четыре года компания была национализирована и переименована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5. Под таким именем она прозябала вплоть до 1922 года, когда на фабрику вернулся некогда выписанный из Парижа Брокаром бывший главный парфюмер Август Мишель. Именно он придумал для нее красивое название «Новая Заря».




Материал подготовила

Алёна Русских


 


Афиша
20/04/2017

Ишимский историко-художественный музей объявляет «Месячник дарителя», приуроченный к Международному дню музеев. [Подробнее]

10/03/2017

10 марта в Ишимском историко-художественном музее откроется уникальная экспериментальная арома-выставка "Дым отечества", который является совместным проектом Омского государственного историко-краеведческого и Ишимского историко-художественного музеев. [Подробнее]

События