Ишимский краеведческий музей




Главная > История Ишима > Из истории транспорта...
Меню

День автомобилиста

Франция явилась новатором в автомобильном деле. Именно французы создали первый автомобильный концерн «Пежо» (1890 г.), провели первые автомобильные гонки (1892 г.), открыли первую выставку автомобилей (1894 г.). Именно парижская полиция впервые ввела номерные знаки на автомобилях (1893 г.). Что поделать – Европа! А Франция, к тому же – законодательница моды.

В Россию всё приходит гораздо позднее. Так случилось и с автомобилями. Первый появился в Санкт-Петербурге в августе 1895 г. Первое в России автотранспортное предприятие начало работать на главном почтамте Санкт-Петербурга в 1903 г. Четырнадцать фургонов столичной фабрики «Фрезе», снабжённые моторами, начали развозить почту. Через 10 лет, в 1913 г., «Автомобиль-Клуб» проводит в столице первую автомобильную гонку на льду (по маршруту Санкт-Петербурге – Кронштадт – Санкт-Петербурге).

В первые годы советской власти, в 1924 г., 22 июля в Одессе на скаковом ипподроме прошли первые в СССР автомобильные гонки, а 21 сентября в Москве состоялось открытие первого в стране чемпионата по автомобильным гонкам. К тому же в Москве было открыто регулярное таксомоторное движение, т.е. первая государственная служба такси.

Общественный автотранспорт приживался медленнее, но отечественное автомобилестроение – быстро. Уже в декабре 1933 г. московский завод им. И.В. Сталина выпускает первые автобусы марки ЗИС. Цельнометаллический ЗИС – 154 был создан по американским чертежам в 1946 г. В 1947 г. введён в строй Минский автомобильный завод.

На дорогах городов России, в том числе и Ишима долгое время главным транспортом были лошади, автомобиль постепенно завоёвывал своё право: сначала соревнуясь с конскими повозками, затем соперничая с двумя – тремя конкурентами. Вот что вспоминает Арина Жукова-Полянская, дочь художника Николая Жукова, приживающая с семьёй в г. Великие Луки, Ленинградской области в 1940-е годы: в первые годы после войны, «все ходили друг к другу в гости, а вечерами, нарядные, гуляли с детьми по большаку – ведь тогда одна машина за день, может быть, проезжала…». Это был периферийный городок, как наш Ишим. И в нашем городе в первые годы после войны была подобная ситуация. В таких условиях необходимости в дорожной службе не было, но … она всё-таки уже была.

 


Согласно первому положению о ГАИ, утверждённому Советом Народных комиссаров СССР 3 июля 1936 года. На эту службу возлагалась борьба с аварийностью и хищническим использованием автотранспорта, разработка технических норм и измерительной эксплуатации автотранспорта, наблюдение за подготовкой шофёрских кадров, количественный и качественный учёт автопарка.

Первыми грузовыми автомобилями, работающими на блага Ишима, были, конечно, «Полуторки». Их выпускал Нижегородский (впоследствии Горьковский) автомобильный завод (ГАЗ) с 1932 года. 29 января с конвейера сошёл первый грузовой автомобиль НАЗ-АА, известный позже под маркой ГАЗ-АА, или «полуторка». Его выпуск продлился до 1949 г., всего же за 17 лет было выпущено около миллиона таких авто.

В памяти старшего поколения навсегда останутся поступившие по ленд-лизу «Джипы», «Студебеккеры», самолёты различных типов, американская тушёнка и многое другое. Автомобили несовершенны: на сорокоградусных морозах становилась хрупкой резина покрышек колёс, замерзала гидросистема. Во время ленд-лиза произошёл обмен технологиями: советская сторона дала рецепт морозостойкого каучука, американская – морозостойкой гидравлики.

В ГУТО «Государственный архив в городе Ишиме» (фонд 752) сохранились протоколы заседаний сессий Городского Совета депутатов трудящихся с 1940 по 1945 годы. Протоколы зафиксировали негодование руководителей предприятий по поводу нехватки транспорта. Причём просили, часто, не автомобили, видимо понимая, что всё равно не получат, а лошадей. Порой нам, с позиций нашего времени, кажутся наивными даже выражения заседателей: «Тягливое хозяйство в плохом состоянии. Лошади вышли из строя» (апрель, 1943). Директор гортопа товарищ Изболдин, на которого каждый раз велись нападки, постоянно напоминал депутатам, что в его ведомстве транспорта имеется всего 5 лошадей (ноябрь, 1945). Председатель многопромсоюза товарищ Королятин просил сессию помочь с транспортом, сообщая, что в его ведомстве имеется лишь 16 лошадей, а необходимо ещё 60 лошадей и 9 машин (декабрь, 1945). За транспортом (автомобилями, лошадями и парнокопытными) обращались в Исполком Областного Совета депутатов трудящихся: «Решили спустить наряд на приобретение для артелей многопромсоюза и горпищепрома 20 лошадей, 20 пар рабочих быков и 3-х трёхгонных автомашин, как необходимых для улучшения работы на промышленных предприятиях города» (декабрь, 1945). Ещё в 1946 году к управляющему сельхозбанком был приставлен не персональный автомобиль, а персональный мерин Пегаша. Конюх не полагался. Даже на службе у Ишимской милиции, вплоть до 1970-х годов, находились верховые лошади. Во дворе стояла конюшня. Это большое бревенчатое строение осталось ещё от прежнего хозяина дома – И.П. Бокарёва.

 

 

Ситуация резко изменилась в 1950-е годы. В это время для основной массы населения стали доступны мотоциклы. В Ишиме разных марок и калибров мотоциклы были королями дороги до 1970-х годов.

В архиве РЭО г. Ишима хранится учётная документация по автотранспорту с 1954 года. Тогда, в первое послевоенное десятилетие, список городского автопарка был невелик и не разнообразен: ЗИСы и ГАЗы, встречаются и лен-лизовские автомобили (Додж ¾, «Студебеккер»). Владение транспортом, в основном, ведомственное. Частное владение автомобилями единично и патриотично – только отечественного производства «Москвич», «Победа». Частники могли позволить себе иметь только мотоциклы. Тому существует несколько причин. Во-первых, отечественные автомобили стоили дорого, иностранных не было в продаже вообще. Во-вторых, в условиях советской экономики, в первую очереди государство выделяло легковые автомобили для нужд руководящих партийных работников, во вторую очередь автомобили, так же от государства, получали герои и инвалиды Великой Отечественной войны и уже потом – остальные граждане, причём соблюдая очерёдность. У многих были деньги, но купить автомобиль они не могли. Сейчас же, совсем другая история: подходи, бери любой автомобиль, любых фирм …, но не на что!

 

Ольга Самсонова

 

Афиша
29/05/2017

Памятные даты Май-Июнь: [Подробнее]

16/05/2017

20 мая 2017 в музее будет проходить Всероссийская акция "Ночь в музее" в программе: [Подробнее]

События