Ишимский краеведческий музей




Главная > История Ишима > Наш край в древности
Меню

Из глубины веков

20-25 тысяч лет назад, в самый разгар ледниковой эпохи, половина Европы и северная часть Азии была покрыта льдом толщиной до двух километров. Только на южной окраине природа развивалась. Летом зеленела тундра с карликовыми берёзками и кустарниками, южнее высились величавые хвойные леса. На территории нашего края была жизнь и если бы мы имели возможность переместиться в те далёкие времена, мы увидели бы такую картину:

Тяжело переваливающиеся по кочкам сутулые мамонты с закрученными кверху желтоватыми бивнями, несущиеся на стадо оленей шерстистые носороги, пасущиеся и буйствующие бизоны и овцебыки. Грозным властителем древних животных был «пещерный медведь » - зверь, чьи останки до сих пор в наших местах найти не удавалось.

 

 

В разных местах Тюменской области обнаружены памятники мезолитической эпохи-среднего каменного века, уходящего от наших дней на 8-10 тысяч лет назад. На озере Мергень, вблизи от Ишима есть первое открытое недавно на юге области мезолитическое поселение - стоянка Катенька. По результатам раскопок видно, что обитатели этого поселения уже владели техникой расщепления камня на узкие и тонкие ножевидные пластины, которые могли служить для разделки мяса, раскроя шкур, а при использовании их как вкладышей образовывать острую режущую кромку значительно более крупных составных орудий из дерева и кости.

 

Позднепалеолитическая стоянка. худ. Зденек Буриан.

 

Эпоха неолита - нового каменного века датируется V-III тысячелетием до нашей эры. На территории Приишимья неолитические стоянки выявлены на раскопках поселений Пахомовская Пристань 3, Кокуй 1, Кокуй 2 в Аббатском районе. На базе исследований коллекций с раскопок этих поселений свердловскими археологами была выделена среднеиртышская неолитическая культура. Керамика среднеиртышской культуры представлена круглодонными сосудами с гребенчато-ямочной и накольчато-ямочной орнаментацией.

Племена эпохи неолита уже умели в совершенстве обрабатывать камень, из которого изготовляли наконечники стрел, ножи, скребки для обработки шкур и дерева. Так же им было известно шлифование и сверление камня, что позволяло делать более совершенные орудия труда: топоры, долота, тесла.

В бронзовом веке на смену камня приходит медь и бронза. Не позднее второй четверти второго тысячелетия до н. э. в лесостепь Западной Сибири стали проникать с юга новые, достаточно многочисленные группы - европеоидные по своему облику и, скорее всего, ираноязычные. В результате взаимодействия пришельцев с местным населением возникла так называемая андроновская культура.

 

Диорама на выставке "Наш край в древности", художник Р. Симанов

 

Большинство андроновских поселков - крупные укрепленные селища. Жилища андроновцев служили одновременно жильем для большесемейных, численностью15-20 человек, общин и зимним приютом для принадлежащего им скота. Андроновские племена вели замкнутое хозяйство, и сами производили все необходимое (ткали шерстяные ткани, вязали шапочки, выделывали кожи и меха). Все орудия и инструменты также изготавливались на месте из камня, кости, дерева и металла. Достигло совершенства изготовление глиняной посуды, которую отличает солярная символика в виде геометрического и меандрового орнамента. Андроновские племена вели уже относительно сложное хозяйство. У них развивалось скотоводство, и, возможно они первые включили лошадей в число домашних животных, сначала как мясной скот, а потом как транспортную силу. Здесь впервые была освоена верховая езда. Земледелие оставалось подсобным видом хозяйства. Обработка бронзы достигла уже высокого развития: найдены литейные формы для изготовления такого сложного орудия, каким был боевой топор. Наряду с бронзой, медью андроновцы добывали и золото. Обработка золота по технике была близка к обработке меди.

Умерших андроновцев хоронили под невысокими курганами, содержащими, как правило, по нескольку могил, принадлежащих близким родственникам. У андроновцев существовало два обряда погребения: трупоположение и сожжение. Характерно, что детей хоронили только по обряду трупоположения. Погребённых клали в могилу скорченно, на левый бок, с согнутыми руками и ногами. Умершие или их кремированные останки предавались земле с запасом пищи, иногда с орудиями труда и вооружением. Для женских погребений обычны богатые наборы украшений- браслетов, перстней, серег. Детей чаще хоронили отдельно от взрослых.

Во второй четверти первого тыс. до. н. э. в наш край пришла эпоха железа. Появление первых привозных изделий из нового металла, освоение сыродутного способа его получения из местных руд, овладение секретами кузнечного ремесла - все это вошло в повседневную жизнь людей не сразу. Именно с этого периода жили в Приишимье племена саргатской культуры, доминировавшие здесь вплоть до середины следующего тысячелетия. Своеобразно наносился саргатами орнамент на глиняную посуду, чаще всего украшали лишь верхнюю часть сосуда, рядом с венчиком, реже он был украшен на одну треть. Жилища саргатцев представляли собой землянки каркасно-столбовой конструкции, на метр углубленные в грунт. Известны однокамерные и многокамерные постройки, соединенные длинными крытыми коридорами. В жилищах настилался деревянный пол, земляной оставляли только у очага. В стенах - выступы, кладовки, ниши. Среди поселений выделяются городища, укрепление создавались с учетом местности, использовались естественные ложбины, крутые склоны. Городище обносились бревенчатыми стенами и широкими рвами. Погребальные сооружения представлены курганами. Изучение саргатских могильников рисует яркую картину имущественного и социального расслоения общества. Малоимущих хоронили с минимальным набором вещей, под небольшими курганами в мелких грунтовых ямах. Полной противоположностью им были погребальные комплекса родоплеменной аристократии, особенно ее высшего слоя - членов «царских родов», над могилами которых сооружались монументальные дерновые пирамиды, достигавшие порой десятков метров в поперечнике. В скелетах, подчас лежавших в неестественных позах на дне рвов, окружавших курганы знати, резонно увидеть останки лично зависимых людей, возможно, рабов, убитых при захоронении их хозяев. Набор вещей в мужских и женских погребениях различен, к какой бы социальной группе они не принадлежали. Мужчина в загробный мир уходил как воин: с мечом, кинжалом, запасами стрел, а женщина аристократка или простолюдинка - в лучшем наряде с любимыми украшениями и набором для рукоделия. Захоронения знати, особенно женские, изобилующие наборами привозных бус, другими ювелирными изделиями из драгоценных и поделочных камней, стекла, фаянса, не оставляют сомнения в том, что саргатские племена вели торговлю с народами Средней Азии, а через них с Индии, античными городами Северного Причерноморья, ремесленными центрами Египта. Саргаты почитали солнце, растения, барана и лошадь. На одежде они носили изображения смелых, сильных животных, которые передавали войну - всаднику или ребенку своих качества. Около середины первого тысячелетия до н.э. саргатская культура прекратила свое развитие. Однозначного объяснения этому пока не дано. Наиболее вероятно, что захваченные вихрем великого переселения народов, большинство саргатских групп устремились на запад.

Во второй половине первого тыс. н. э. в запустевшие ишимские степи приходят племена северной Потчевашской культуры. Эта культура изучена по городищам и могильникам. Население занималось скотоводством, оно преобладало над охотой. Были известны обрабатывающие производства - бронзолитейное, прядение, ткачество, обработка дерева, кожи железа. Сосуды украшали изящными штампами, в употреблении появились бронзовые котлы. На Логоновском городище были обнаружены остатки культового места. Древнее мировоззрение отразилось и в находках бронзового литья, представляющего священные изображения предков-богатырей и животных-покровителей.

В 9 веке на территорию Приишимья пришли племена тюркского происхождения. Эти племена начинают оказывать влияние на местное население. На реке Ишим раскопан могильник того времени - Пахомовский. Подобные ему памятники встречаются часто от Ишима до восточных склонов Урала. Они представлены городищами, грунтовыми могильниками. Жилища не изучены и были, вероятно, наземными. На Пахомовском могильнике вскрыты 23 погребения в простых прямоугольных ямах. Покойники лежали на спине головой на запад и юго-запад. В четырех погребениях находилось захоронение коней, и одна яма была пустой. Обычай сооружать символические могилы, известен в глубокой древности. Такие захоронения называли кенотафами, и их делали людям, пропавшим без вести в чужой стране. В двух захоронениях кони зарыты взнузданными и оседланными. Основу хозяйства тюрков составляло скотоводство с преобладанием коневодства. Культура пришлых тюрков и местных потомков местных племен и послужили основанием для формирования населения Сибирского ханства в 14-16.

В 15 в. на юге Западной Сибири существовали многочисленные татарские княжества, враждовавшие между собой. Они были объединены ханом Едигером в единое сибирское ханство. В 1563 году, после многолетней борьбы власть захватил сын узбекского хана Муртазы - хан Кучум, он и стал царем Сибирским. Агрессивно настроенный по отношению к Московскому царю Ивану Грозному хан отказался платить дань Москве, что было весьма дерзко по сравнению с поведением его предшественника Едигера. Отовсюду стекались в Кашлык, столицу ханства, взятые у подданных богатства. Каждый взрослый платил хану дань - ясак. Меха соболей, бобров, куниц, белоснежных песцов, огненных лисиц заполняли кладовые, караванами шли в Бухару в обмен на золото, серебро, рабынь. Из южных степей вели табуны лучших коней, гнали скот, с востока везли целебные корни. Каждый караван из Бухары оставлял в Кашлыке часть товаров.

Как заслон между востоком и Западом стояло Сибирское ханство. Доволен был Кучум, наполнялась его казна. Но вот тревожная весть дошла до Кучума, казачье войско появилось на Каме. В сентябре 1581 года отряд казаков во главе с атаманом Ермаком выступил в поход за Урал. Долгим был путь по воде, но отважно плыла в неведомый край удалая дружина.

 

Искер - городище хана Кучума

Недружелюбно встречали Ермака татары, град стрел сыпался с берега, летели головни с горящей смолой, но казаки отчаянно сопротивлялись и одерживали победы. Весть о разгроме татарских войск долетела до Кучума, он направил против Ермака большое войско, но казаки разбили его на берегу Тобола. Путь на Кашлык был открыт. Кучум собрал остатки конницы, подкрепленные пехотой, и сам возглавил войско. Три дня - с 23 по 25 октября 1582 г. длилось сражение у Кашлыка, отряд Ермака разбил войско Кучума.

Кучум был вынужден бежать и искать себе убежище в степи. Такое место было найдено около д. Рагозино (Ишимский р-н). До сих пор это место называется Кучум - гора. Городище располагалось на мысу. Оно имело две площадки, каждая из которых была защищена рвом и валом. Здесь исследовано пять наземных жилищ площадью 25 кв.м.

Их стены были сложены из бревен и обмазаны глиной. Плоская крыша опиралась на стенные и центральные опорные столбы. Пол был обмазан белой глиной, в центре располагались глинобитные очаги 0-чувалы. Городище было уничтожено в результате сильного пожара. Окончательное поражение хан Кучум потерпел спустя семь лет, когда отряд его был разбит, а близкие родственники были взяты в плен.

В 17 в. в бассейне реки Ишим кочевали сыновья Кучума, Канай и Азим. Они совершали разбойничьи набеги на поселения мирных татар и русских. В середине 17 в., для защиты мирных жителей, было принято решение выстроить линию русских поселений (укреплений). В Сибири начинается возведение слобод и острогов по берегам рек. Среди других в 1687 году на реке Ишим была построена Коркина слобода. Стабильное русское население появилось в этих местах только в середине 18 в. - постройкой Новоишимской оборонительной линии.

В 1782 году Коркиной слободе был присвоен статус города, а спустя три года жалован герб.

 

Фрагмент экспозиции "Наш край в древности"


Афиша
14/08/2017

Памятные даты [Подробнее]

29/05/2017

Памятные даты Май-Июнь: [Подробнее]

События