Ишимский краеведческий музей




Главная > История Ишима > История театра в Ишиме
Меню

История театра в Ишиме

C самых своих истоков театр - искусство народное, возникшее как необходимая часть духовной жизни людей. Театр - это сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Театр может быть профессиональным и самодеятельным. Самодеятельный или любительский театр - это коллектив артистов-любителей, занимающихся драматическим искусством без оплаты в свободное от основной службы время. История театра в нашем городе включает в себя сведения как о профессиональных, так и о самодеятельных коллективах.

 

Самодеятельные артисты клуба им. Ильича, г. Ишим, 1930г.

 

Настоящее исследование имело целью выявить сведения, касающиеся истории театрального искусства в Ишиме. Статья написана по материалам воспоминаний старожилов города, публикаций в местной печати и документов, хранящихся в архивах Омска, Тобольска, Ишима. К сожалению, сведения о развитии театрального дела в Ишиме в XIX веке довольно разрозненные, более полно в документах освящён ХХ век.

 

Сцена из спектакля "Эзоп", г . Ишим, 1960-е гг., режиссёр М.Л. Стафеев

 

Когда в Ишиме состоялся первый спектакль сказать трудно, так как домашние постановки играли почти в каждой купеческой семье, и каждое учебное заведение имело свою сцену. Что касается театральных представлений для широкой публики, то первыми были спектакли заезжих антрепренеров. Сохранились документы, рассказывающие о гастролёрах и доходах от их представлений. В 1802 году господин Винт предоставил городскому управлению удостоверение о своей квалификации и получил разрешение на театральное представление, которое состоялось 14 декабря того же года. С публики было собрано 9 рублей 80 копеек, из которых 2 рубля 45 копеек поступило в городскую казну - что поделаешь, Ишим всегда был городом купеческим и достойную цену держал на любой товар и вёл скрупулезный учёт доходов.

Со времени возникновения самой крупной в регионе Ишимской зимней Никольской ярмарки и особенно в годы её расцвета в XIX веке, ишимцы были постоянными зрителями театральных представлений заезжих артистов. Спектакли давали не только на ярмарочных площадях, но и в помещениях училищ, куда приглашали местную интеллигенцию и купечество.

Наиболее ранние сведения о создании в Ишиме кружка любителей сценического искусства приходятся на 50-е годы XIX века. В то время город состоял из 565 обывательских домов, располагал двумя каменными и четырьмя деревянными казенными зданиями. В Ишиме находилось 24 торговые лавки, 4 казенных магазина, 3 церкви и 1 острог. И в таком маленьком захолустном сибирском городке, который преображался лишь в декабре во время самой крупной в регионе Никольской ярмарки, появился «любительский драматический кружок». «Дебют местных актеров-любителей состоялся 15 сентября 1856 года, когда в доме приходского училища был дан бесплатный и благотворительный спектакль».

Следующие сведения о любительских спектаклях находим в газете «Сибирский листок» за 9 декабря 1893 года. Статья рассказывает о проведении Никольской ярмарки в Ишиме и повествует, в частности, об игре артистов-любителей в драме «Цепи» и водевиле «Юбилей». Газета повествует: «Водевиль "Юбилей" очень веселый. Пьеса "Цепи" довольно хорошая и была исполнена хорошо. Выдающиеся роли играли: жена врача Бончковская, г-жа Короткевич, учительница г-жа Данильченко, землемер Буланин. Все играли хорошо, ничто не портил; только помещение для театра маленькое - самый большой сбор 150 руб., - притом холодное, так что многие были в шубах. Этот спектакль был в пользу общества попечения о начальном образовании. Театр был полон; скоро опять будет спектакль с увеличенными ценами на места и, наверное, тоже будет полон». Из четырех вышеназванных артистов трое являлись членами общества попечения о бедных - А.Г.Бончковская, А.А.Буланин, Т.Ф.Короткевич - чем вносили посильный вклад не только в развитие культуры города, но и социального уровня жизни горожан.

Кружок любителей сценического искусства работал довольно долго, но всё-таки распался. Когда? Мы, к сожалению, не знаем, но Ишимский хронограф ХХ века предлагает нам новую дату создания «кружка любителей сценического искусства» - 1907 год. Именно в первые годы ХХ века в Ишиме произошло важное событие, способствующее развитию театрального искусства в Ишиме. Документы, сохранившиеся в Тобольском архиве, свидетельствуют, что в 1910 году предприимчивый вятский мещанин Сергей Александрович Астапов, бывший актер со звучным псевдонимом Ярославцев-Сибиряк, строил на территории ишимского городского сада здание концертного зала. Позже бытовало другое название этого помещения - летний театр. Расположенное с запада на восток, здание имело шесть окон, две двери, было украшено резным фронтоном с высоким шпицем. Внутреннее помещение было разделено на зал с балконом и двадцатью восемью рядами кресел, сцену, дамскую уборную, «раздевальню», реквизиторскую, коридор. Это помещение сдавалось в аренду для гастролей театральных трупп из других городов, благотворительных спектаклей местных любителей-театралов, танцев, концертов и даже сеансов синематографа - новинки того времени. Каждое лето театр Астапова принимал гастролеров из Тобольска, Тюмени, Омска, Томска и.т.д. Так продолжалось до 50-х годов прошлого века, пока летний театр не снесли за ветхостью.

В воспоминаниях Александра Николаевича Аравийского, профессора медицины родом из Ишима, есть указание на его участие в любительских спектаклях того времени (1912 - 1917 гг.), которые играли в летнем театре городского сада. «В спектаклях "Дни нашей жизни", "ревизор", "Лес", - пишет Аравийский,- участвовали все мои товарищи. Мой путь к театру начался с детских лет, с домашних детских спектаклей в нашей семье, организатором и руководителем которых был мой отец Н.А. Аравийский». Из мемуаров профессора ясно, что любителей драматического искусства в Ишиме всегда было достаточно, чтобы собственными силами играть спектакли. Да и профессиональные коллективы приезжали в Ишим охотно, зная, что здесь их ждёт благодарная публика.

В 1917 году началась новая эпоха, Россия ушла в прошлое и новая государственность определялась уже не женским родом, а мужским - Советский Союз. Но в Ишим советская власть пришла не 25 октября 1917 года, а несколько позже и укрепилась не сразу, а лишь в конце 1919 года. В 1921 году случилось на Ишимской земле самое крупное крестьянское восстание, унесшее жизни многих как восставших, так и мирных граждан. Тем не менее, такая мощная динамика смены власти и политики не помешала горожанам быть верными своему увлечению театром.

Театр имени А.В.Луначарского появился в Ишиме в последние месяцы 1919 года. Как писали газеты того времени, «Ишимский театр претворил в жизнь ленинские принципы о развитии социалистического искусства, советское правительство 26 августа 1919 года приняло декрет "Об объединении всех театральных организаций и театрального дела"». Во главе вновь образованного центрального театрального комитета (Центротеатр) становится А.В. Луначарский. Поэтому ишимский вновь созданный театр стал носить имя легендарного комиссара. Находился театр в доме купцов Кутыревых, красивом особняке на углу улицы Малой Никольской. Почти одновременно с рождением театра улице также присвоили имя А.В. Луначарского.

Относился театр к Отделу Народного Образования (ОНО), который рекомендовал Чернову продавать билеты в театр только на номерованные места, но при этом три обязательно предоставлять бесплатно: одно для ОНО, одно для Ревкома, одно коменданту города. В распоряжение артистов так же выдавались контрамарки, но всего не больше десяти на каждый спектакль.

Заведующий театром Александр Васильевич Чернов был принят на должность в ноябре 1919 года и сразу начал набирать сотрудников. Штат театра состоял из 11 человек в основном административного и обслуживающего аппарата. Артисты-любители в штате не значились и получали заработную плату лишь в размере 20% от общего сбора за спектакль. Каждый из артистов был занят на основном месте службы. Как правило, это были учителя, квалифицированные рабочие артелей, служащие редакции местной газеты. Любителей было так много, что театр имел возможность ставить премьеру каждые пять дней, занимая при этом разных артистов. Репертуар выбирали сами, играли в основном классиков - Чехова, Островского, Горького.

А.В.Чернов был и режиссёром, и гримёром, и декоратором. В докладе от 11 марта 1920 года он рассказывал о трудностях при постановке спектаклей: «Не было возможности достать костюмы, парики, грим. Первый спектакль играли при трёх керосиновых лампах, при это керосин был получен за час до начала спектакля». Сохранился список пьес, сыгранных в марте и апреле 1920 года: «Женитьба», «Светит да не греет», «На дне», «Власть тьмы», «Дядя Ваня» и т.п. Первый спектакль состоялся 18 декабря 1919 года. Как и во всякое время, остро стоял вопрос о гонораре артистов. В своем докладе Чернов замечает: «Я уверен, что многие из исполнителей не раз расходовали свои последние сбережения для того, чтобы достать к спектаклю все, что нужно». Особенно сложно было достать костюмы и обувь, так как купить все это «представлялось невозможным». И Чернов просил отдел народного образования разрешить устраивать два бенефиса (один в городе и один на станции) со сбором в пользу того, чей бенефис, так как «бенефисы полагаются исполнителям всегда во всех театрах». В списках исполнителей значатся такие известные в городе фамилии как учителя Низовцевы (играли два брата и две сестры), С.И. Сепп - первый редактор газеты «Известия» (сейчас «Ишимская правда»), супруги Уваровы (архитектор и актриса, перебравшиеся в Ишим из Тобольска) и так далее. При первом ишимском театре был создан оркестр из 10 человек и два кружка исполнителей: взрослых для постановки «вечерних сценических пьес» и детей для постановок «пьес для детского понимания».

О первых днях жизни театра имени А.В. Луначарского много раз писали в местной печати. Но вот, что любопытно, еще в феврале и августе 1919 года газете «Ишимская жизнь» опубликованы анонсы предстоящих спектаклей. Февральский спектакль был благотворительным «в пользу семьи трагически погибшего во время урагана при исполнении служебных обязанностей ж/дорожного артельного старосты Любомирова». Ставили драму С. Белой «Роман министра» с участием артистов: «г-жи Бутлеровой, Васильевой, Наль, г-д Попова, Ногина, Уварова, Чернова». Через девять месяцев именно актер Чернов станет заведующим нового театра. В августе под заголовком «Городской театр» объявлено: «19 августа сего года в 1 час для солдат местного гарнизона устраивается спектакль. Вход бесплатный. Устроитель - Особый отдел Управления делами Верховного правителя». То есть, актерский состав работал задолго до образования театра и еще при А.В. Колчаке. Это была добровольно образовавшаяся труппа любителей драматического искусства, имея которую город рискнул открыть театр. Жаль только, что просуществовал он очень недолго.

В мятежные 20-е годы Советская республика возложила на театр важные задачи по развитию и воспитанию зрителей. При ОНО была создана театральная секция, которая объединяла и контролировала работу драматических самодеятельных кружков. И уже через год Отдел народного образования докладывал, что в Ишимском уезде 9 детских домов, 11 клубов, 65 культпросветов и 67 театров (60 в уезде и 7 в городе). Естественно под театром подразумевали драмкружки при клубах и в нардомах. Это были простейшие самодеятельные театры, где вместо грима «местные культурники употребляли сажу и муку». Театральная секция снабжала самодеятельные театры драматической литературой на прокат (в течение месяца по 1-2 пьесы) и отчасти гримом. Однако «в огромном большинстве своем это в лучшем случае подобие театра со сценой и зрительным залом, в худшем - вывеска». Как долго работал театр им. А.В. Луначарского не известно, но, судя по заметкам в газете «Серп и молот», в 1926 году собственного театра в Ишиме уже не было.

Поэтому политпросвет решил серьезно поставить театральное дело в Ишиме, для чего через Урал вызвали «драматическо-опереточную» труппу из артистов московских, ленинградских и других театров. Об этом был ряд публикаций в газете «Серп и молот». В № 49 за 1926 год прошел анонс о том, что уже подписан договор с руководителем труппы товарищем Медведевым. Любопытен стиль, в котором изложены преимущества предстоящей работы профессиональной труппы и излагаются задачи организаторов гастролей технического порядка. «Приезжающая труппа имеет солидную художественную силу. В составе имеется ряд крупных актеров и актрис. Главным режиссером труппы приглашен бывший артист Ленинградского Литейного театра товарищ Степанов-Колосов. В предстоящем репертуаре труппы насчитывается много интересных новинок». Предполагалось отремонтировать сцену, переоборудовать ее и пополнить новыми декорациями. Однако при всей серьезности подготовки Ишима к приему гостей, «некоторые затруднения» оставались: «полное необорудование сцены, отсутствие мебели, декораций и прочих театральных аксессуаров. Когда труппа находилась уже в Ишиме, в газете появилась заметка с перечнем предстоящих спектаклей и характеристикой актеров. Театр работал все лето, начиная с мая в здании летнего театра в городском парке. Пожалуй, самым запоминающимся должен был стать день, вернее ночь открытия сезона. На открытии, 27 мая 1926 года, играли по пьесе А.В. Луначарского «Поджигатели». К сожалению, время начала спектакля в статье не указано, но представление оказалась насыщенным массовыми сценами, балетом и затянулась до 3-х часов ночи. За сезон с 27 мая по 1 сентября 1926 года труппой было поставлено больше 20 спектаклей.

Очень активно газета откликалась на каждую новую театральную постановку и по окончании сезона в заметке «О зимнем театре» автор сетует на то, что «Ишим вновь погрузится в зимнюю спячку. Из культурных развлечений останется один кинематограф с картинками не первого экрана. Культурные запросы населения требуют организации театра и, нам кажется, вопрос этот назрел и требует своего разрешения». Ниже автор предлагает создать из увлекающихся театральным искусством членов профсоюза различных организаций «кое-что-либо в роде театрального кооператива без всякой цели на наживу».

Профессионального театра не создали, но драмкружки работали при каждой артели. Для ишимцев спектакли были чем-то особенным, торжественным. Отправляясь в парк, старались одеться празднично, по окончании спектакля обсуждали игру актеров и обменивались впечатлениями. Многие с уважением и ностальгией вспоминают работу театра тех лет, причем не только зрители, но и артисты. Тогда в Ишиме было три основных сценических площадки для театральных постановок: сезонный летний театр в городском парке, городской Дом культуры (ГДК) и железнодорожный Дом культуры (ЖДК) им. Ильича. Самодеятельные театральные коллективы работали при городском и железнодорожном домах культуры.

Валентина Михайловна Егорова вспоминает, что очень сильным драматическим коллективом был драмкружок локомотивного депо, а в клубе железнодорожников в спектаклях участвовали не только кружковцы-театралы, но и участники танцевальных коллективов (работали балльники и коллектив народных танцев). Книга приказов ЖДК им. Ильича конца 30-х - начала 40-х пестрит записями о поощрении или наказании художественного руководителя клуба, о назначении режиссеров, о направлении режиссера и художественного руководителя на курсы в г. Ленинград. Валентина Михайловна в те годы была ещё ребёнком, но помнит, что в конце 30-х годов в клубе появились профессиональные актёры и музыканты, которых ишимцы называли тридцатитысячниками. Они, конечно, способствовали повышению профессионального уровня самодеятельных артистов. Завсегдатаями клуба были рабочие депо, железной дороги, домохозяйки. Артисты-любители не имели возможности готовить большие спектакли, поэтому ставили одноактные пьесы Чехова и играли отрывки из пьес современных авторов. Ставили и оперетты: «Свадьба в Малиновке», отрывки из «Марицы», «Сильвы», «Баядерки». Голоса артистов были действительно сильные. В 1943 году на смотре художественной самодеятельности в г. Омске В.М.Егоровой, тогда четырнадцатилетней Валечке, отказали в премии, так как посчитали, что она профессиональная певица. В том же году ЖДК им. Ильича был признан лучшим на Омской железной дороге.

 

Евгкний Матвеев с ишимскими поклонницами. г. Ишим, 1949 г.

 

О театре ишимцы не забывали даже в тяжелое военное время. В каждом выпуске газеты «Серп и молот» за 1940-41 годы читателям предлагались афиши спектаклей. Было пять основных режиссеров-постановщиков только летом 1941 года. Премьеры шли через два дня. Чаще всего за сезон с марта по сентябрь 1941 года ставили «Без вины виноватые» Островского и «Трактирщицу» Гольдони, хотя репертуар состоял из 17 спектаклей. В зависимости от времени года играли в клубе или летнем театре.

Ишимские зрители знакомились с постановками не только местных артистов, но и профессионалов. В 1941 году 22 октября в Омск был эвакуирован Московский театр им. Вахтангова и расположился в здании Омского театра драмы. Кроме вахтанговцев в Омск эвакуирован украинский театр им. Заньковецкой и Сталинградскую оперетту. Здания театров оказались заняты столичными коллективами - это одна из причин, почему Омский ТЮЗ оказался в Ишиме. В ноябре 1942 года клуб им. Ильича был сдан в аренду Омскому ТЮЗу им. 20-летия Ленинского комсомола. Омичи привезли с собой 10 спектаклей, но сыграли, видимо, не все. В «Серпе и молоте» за 1942 и 43 года встречаются объявления о том, что ТЮЗ ставил музыкальную комедию «Дочурка», пьесы «Приказ по фронту», «Свадебное путешествие» и «Осада мельницы». Они были поставлены еще в Омске режиссером Е. И. Зотовой. Елена Иванова была назначена режиссером Омского театра в конце 1941 года. Над «Осадой мельницы» вместе с Зотовой работал ее супруг Николай Павлович Охлопков. Елена Ивановна провела лишь «застольные» репетиции, а ставил спектакли фактически Николай Павлович. Антифашистская направленность пьесы не вызывала сомнений, хотя речь шла о франко - прусской войне 1870 - 1871 годов.

С июня 1943 года ТЮЗ работал в летнем театре городского сада и брал на себя некоторые расходы, связанные с ремонтом и содержанием здания. Интересно, что перед началом сезона в мае 1943 года омский отдел по делам искусств рекомендовал директору театра А.Ф. Арнарскому «доукомплектовать театр героем, основной героиней и старухой», хотя труппа и без того насчитывала 34 человека. В этом же году Омский ТЮЗ организовал две агитбригады артистов для художественного обслуживания весенней посевной компании. Бригады артистов выезжала с короткими сатирическими спектаклями в колхозы и совхозы Ишимского района. Театр им. 20-летия Ленинского комсомола работал в Ишиме 11 месяцев. Осенью 1943 года ТЮЗ вернулся в Омск.

Сразу после отъезда Омского ТЮЗа ишимцы вновь подняли вопрос об организации в городе профессионального театра. И на областном совете 23 декабря 1943 года было принято решение организовать в Ишиме колхозно-совхозный театр и запланировали для него дотацию в 100000 рублей. Театр располагался в городском Доме культуры, его директором был назначен Михаил Федорович Тарасов. И вновь штат театра состоял из обслуживающего персонала, артисты же были самодеятельными - те, кто перешел из драмкружков предприятий и клубов. Просуществовал он так же недолго, как и театр им. А.В.Луначарского. Зданию был необходим ремонт, а средств не хватало. И в мае 1949 года театр закрыли. Но уже через год неутомимый Степан Михайлович Федоров, ныне Почетный гражданин города Ишима, вновь собрал артистов в любительский кружок при городском Доме культуры. Так началась новая эра в развитии Ишимского театра, как всегда самодеятельного.

Во время войны и в первые послевоенные годы не только Омский ТЮЗ и ишимские артисты радовали своим искусством горожан, но и гастролеры из других театров. Летние номера местной газеты периодически повторяли объявления о необходимости квартир для артистов. «Мюзик-Холл» с участием артистов московских и ленинградских театров привозили программы с пением, украинскими сценками, балетом и художественным словом. Приезжал даже Вольф Мессинг с психологическими опытами передачи мыслей на расстоянии. Самым частым гостем был, конечно, Тюменский театр драмы. Ишим стал первым гастрольным городом для народного артиста СССР, режиссера Евгения Матвеева. В 1947 году он приезжал сюда молодым артистом и надолго запомнил наших зрителей. В личной переписке Евгений Семенович с благодарностью вспоминал нехитрые подарки ишимских поклонниц, от всего сердца преподносивших ему баночки с солеными грибочками и вареньем. Каждый год Тюменский театр драмы привозил в Ишим богатый репертуар - не меньше восьми спектаклей в месяц - рассчитанный не только на взрослого зрителя, но и на детей. Приезжали, как правило, в июле.

В 50-е годы директор ГДК Ким Аркадьевич Осинцев пригласил из Минусинского драмтеатра актера и режиссера Игоря Георгиевича Букина, окончившего факультет основ режиссуры в Московском народном университете искусств. К режиссерской работе в Ишиме он приступил в 1954 году. Тогда, в первые послевоенные годы тема войны была наиболее актуальной, да и режиссеру это было близко. Восемнадцатилетним юношей Игорь ушел на фронт, был ранен. Дважды его мама получала похоронку на сына, но он вернулся с победой.

Драматический коллектив был многочисленный, в основном молодежь и люди среднего возраста, работали с азартом и полной самоотдачей. Участвовали в ежегодных областных смотрах художественной самодеятельности и 30 октября 1959 году на очередном смотре в г. Тюмени драматический коллектив Дома культуры города Ишима был удостоен звания «Народный». Играли спектакль «Барабанщица» по пьесе А.Салынского.

60-е, 70-е, 80-е годы - время расцвета ишимского Народного театра. После И.Г. Букина режиссером стал М.Л. Стафеев, затем С.Е. Клебанов и М.С. Волковец. Постановки готовили очень тщательно и подолгу, во многих участвовали учащиеся музыкальной школы, танцевальные коллективы. В спектакле по пьесе Д. Ашкенадзе «Герои не умирают» было задействовано 73 человека: симфонический оркестр музыкальной школы и массовка из учащихся ГПТУ и рабочих механического завода.

При постановке спектакля «Валентин и Валентина» действие происходило одновременно в 2-х квартирах. Сцена была разделена на две части, играл даже зрительный зал. Декорации комнат стояли на шарикоподшипниках и тросах и свободно двигались. Пока события происходили в проходах зала, декорации менялись, беспрерывно работал свет и музыка. Такие нетранспортабельные спектакли играли не часто - 4-5 раз. Но многие работы жили подолгу. Так случилось со спектаклем «Эзоп». Его ставили около 70 раз, с ним выезжали на гастроли в южные районы области, на смотры в Тюмень и Омск, где коллектив был награжден дипломом II степени. В то время как «Эзоп» Тюменского театра драмы прошел лишь 10 раз и был снят, так как действие спектакля было слишком затянуто. Ишимский «Эзоп» шел, как говорили критики, «на порыве», и в этом была заслуга режиссера Михаила Лаврентьевича Стафеева.

Народный театр - это коллектив единомышленников, семья творческих людей. Артистами коллектива были рабочие заводов, учителя, врачи и пенсионеры. Увлечение театра у ишимцев было так сильно, что драмкружки появились повсюду. Причем коллективы железнодорожного депо, завода сельмаш, обувной фабрики и городской пожарной охраны участвовали на областных смотрах художественной самодеятельности, где занимали призовые места.

В 1970 году в городе появился другой коллектив Народного театра и опять под руководством режиссера И.Г. Букина. Он перешел в ЖДК им. Ленина в конце 60-х годов и возглавил коллектив самодеятельного театра при клубе. Звание «Народного» коллектив получил за спектакль «Бой с тенью» по пьесе В. Тур. Оба ишимских Народных театра работали плодотворно и дружно. Были случаи, когда артисты переходили из коллектива в коллектив на время постановки спектакля по приглашению режиссера. Моим информантом особенно запомнился спектакль «С легким паром!» по пьесе Рязанова, Радзинского, который ишимци увидели раньше, чем был снять новогодний фильм «Ирония судьбы». В 70-е годы в Тюменской области всего было 13 Народных театров, и два из них работало в Ишиме. Это говорит о неподдельной массовой любви горожан к театральному искусству.

Горожане знакомились с постановками не только ишимских артистов. Каждое лето на гастроли в Ишим приезжали труппы из Тюмени, Омска, Томска, Свердловска и др. с Тюменским театром драмы ишимские самодеятельные артисты очень долго дружили. З. Ансаров, Г. Дьяконов-Дьяченко, Ю. Замятин и другие тюменские артисты были добрыми друзьями и учителями ишимского коллектива. Они входили в постоянную комиссию по утверждению репертуара и спектаклей, помогали добрым советом, приезжали на просмотр премьер.

 

Программа спектакля "Трибунал". 1972 г., режиссёр М.Л. Стафеев

 

К сожалению, с развитием телевидения интерес к театру начал угасать. Последней постановкой народного театра Дома культуры стала пьеса В. Шукшина «После третьих петухов». Спектакль состоялся 3 мая 1994 года, прошел один раз и больше коллектив не собирался.

В настоящее время в Ишиме работает коллектив Народного театра в новом составе. Первой постановкой возродившегося театра стал спектакль «Самоубийца» по пьесе Н. Эрдмана в марте 1998 года. С тех пор и началась традиция ежегодных премьер к Дню театра. Театр назвали «Зеркало», его самодеятельные артисты, в основном, студенты, поэтому и зависит работа театра от учебного процесса (лето - время каникул). Через год, в апреле 1999, спектаклем «Некто в котелке» по А. Милну коллектив подтвердил звание Народного и получил диплом II степени. В первые годы XXI века в Ишиме проходили ежегодные «Театральные игрища» - конкурс творческих работ самодеятельных театров районов юга Тюменской области. Ишимский Народный театр на конкурсе всегда был первым. На «Театральные игрища» обязательно приезжали профессиональные коллективы и давали мастер классы самодеятельным артистам.

 

Сцена из спектакля "Здравствуй, Анна!"

г. Ишим, 1970-е гг., режиссёр М.Л. Стафеев

 

Режиссёр коллектива Народного театра «Зеркало» Данил Ильдарович Султанов часто приглашает для работы опытных артистов из прежнего состава 80-х. так получилось в этом году. 27 марта 2008 года театр показал премьеру водевиля «Беда от нежного сердца» по пьесе В. Соллогуба. Роли молодых героев пьесы играли артисты основного состава, а на роли «стариков» режиссер пригласил самодеятельных артистов старшего поколения из прежнего состава театра. Это уже третья премьера водевиля. Впервые спектакль ставил И.Г. Букин в начале 1960-х годов. Через 20 лет водевиль включил в репертуар М.С. Волковец, в том спектакле главного героя играл нынешний профессиональный режиссер театра Д.И. Султанов, тогда молодой самодеятельный артист.

 

Письмо Е. Матвеева поклонницам из Ишима, 1999 г.

 

История ишимского театра продолжается.

 

Программа спектакля "Беда от нежного сердца", режиссёр Д.И. Султанов

 

В 2009 году наш город будет отмечать две юбилейные даты ишимского театра - в октябре 50 лет со дня присвоения самодеятельному ишимскому театру звания «Народного» и в декабре 90 лет со дня рождения театра им. А.В. Луначарского.


Примечания :

 

1. ГУТО «Государственный архив в г. Ишиме» - ф. 125, оп. 1, д. 89, л 2 (об.).

 

2. ГУТО «Государственный архив в г. Ишиме» - ф. 12, оп. 1, д. 36, л.5.

 

3. Ишимская жизнь - 1919, 27 февраля, с. 4.

 

4. Ишимская жизнь - 1919, 19 августа, с. 4.

 

ГУТО «Государственный архив в г. Ишиме» - ф. 1, оп. 1, д. 77, л. 3 Серп и молот - 1926, 27 августа, с. 3. ГУТО «Государственный архив Омской области» - ф. 1839, оп.    1, д. 50, л 56

 

О.Н. Самсонова


Афиша
14/08/2017

Памятные даты [Подробнее]

29/05/2017

Памятные даты Май-Июнь: [Подробнее]

События