Ишимский краеведческий музей




Главная > Быт сибиряка > К 100-летию Столыпинской реформы

К 100-летию Столыпинской реформы


Пётр Аркадьевич Столыпин

Хождение русских людей в Сибирь началось с древнего времени. Это были промысловые люди, которые шли добывать мягкое золото - пушнину.

Начавшееся после реформы 1861 года ускоренное переселение крестьян в районы Сибири и Средней Азии, было выгодно государству, но не соответствовало интересам помещиков, так как лишало их рабочей силы. Поэтому правительство, выражая волю господствующего класса, перестало поощрять переселение и не оказывало им помощи. Зачастую многие шли в Сибирь на свой страх и риск. Малоимущие семьи перебивались в пути скудными заработками, просили милостыню, а по пришествии поступали в работники к богатым крестьянам - старожилам и лишь через 2-3 года обзаводились собственным хозяйством.

Семьи, имеющие относительный достаток терпели меньше лишений и легче обживались на новом месте. Наиболее мощный толчок переселению дал Указ от 9 ноября 1906 года, вошедший в историю как столыпинская реформа. Великий российский реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин, был у власти в тяжёлое для страны время (период первой революции 1905-1907 годы). Предлагая ряд реформ, он мечтал сделать Россию великой, обновлённой державой. Ему удалось провести в жизнь лишь аграрную реформу, которая проводилась без закона. Закон под эту реформу был принят только в 1910 году. Основные направления аграрной реформы стимулировали развитие хозяйства. Крестьяне получали денежную компенсацию за свой надел при выходе из общины, и их материальное положение несколько улучшилось. У них было право покупать землю, расширять хозяйство.

В стране был создан Крестьянский банк, который выдавал денежные ссуды для покупки земель. С 1910 года начался выпуск, так называемых «столыпинских вагонов», приспособленных для перевозки крестьянского инвентаря и скота. «Аграрная реформа» изменила быт деревни. Крестьянин теперь сам распоряжался своими средствами, доходами и имуществом. Переселение крестьян в Приишимье было обусловлено плодородием наших земель. В реках и озёрах много рыбы, в лесах - зверя, дичи. Люди приносили с собой особенности говора, названия своих губерний, воспоминания о родных, знакомых, об оставленной малой Родине, сказки и легенды родной земли.

В связи с вышеописанными событиями под рубрикой «К 100-летию столыпинской реформы», мы будем рассказывать об истории образования, быте, традициях, суевериях, сел и деревень, основанных переселенцами из Российских губерний. Так как именно эта аграрная реформа накануне революции 1917 года, стала завершающим этапом массового переселения людей в Сибирь. С постройкой Сибирского тракта и железной дороги Челябинск - Петропавловск - Омск в 1896 году Ишимский округ стал местом заселения крестьян Витебской, Орловской, Пензенской губерний. Старейшими нашими сёлами считаются Абатское (1620г.), Глубокое (1680г.), Армизонское (1700г.), Бердюжье (1740г.). Их основателями были крестьяне из «черносошной России», Северо - Западной губернии.

Особое место в моём сердце занимает село Второпесьяново. В этом живописном уголке, вдыхая аромат полевых цветов, прошло моё детство, здесь живут родные и близкие люди. Первоначально село было деревней Посьяново, образованной в 1851 году панцирными боярами. Панцирные бояре - небольшое сословие, существовавшее в средние века в Белоруссии.

В 1855 году в деревне поселились переселенцы из Курской и Витебской губернии. Второпесьяново образовалось на слиянии двух населённых пунктов: Посьяно - западная часть и Клюево - восточная часть. По поводу названия села существуют разные предположения. Одни из них утверждают, что у переселенцев не было мяса, ели постную пищу, отсюда - Посьяно, другие считают, что они хорошо пели, отсюда - Песьяно, а может по имени первого поселенца - Посьяна.

Жили крестьяне в небольших избушках, построенных из жердей вперемешку с соломой. Половину избы занимали нары, на которых спали и ели. Окон не было, вместо них - отверстия, затянутые бычьим пузырём. Печи не имели дымоходов, топили по-чёрному. Жители этой деревни занимались в основном земледелием, сеяли пшеницу - ярицу. Вся одежда была своего производства и довольно простой. Со временем возникло кирпичное производство, появилась пожарная каланча, кузнецы, «околоточные бани», пимокатное производство, сливкоотделение, три мельницы. В центре села была Троицкая церковь, на месте которой сейчас стоит памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Около села расположено пять озёр богатых рыбой, Бут (овраг), Беспятиха (небольшой сосновый бор вперемежку с лиственным лесом). Жители называют себя песьяновцы, а соседи - песьянчики, чубуки, самоходы... На том история не заканчивается...

 

Материал подготовила Л. Зайцева

Афиша
16/05/2017

20 мая 2017 в музее будет проходить Всероссийская акция "Ночь в музее" в программе: [Подробнее]

10/05/2017

27 апреля 2017 г. в Ишимском историко-художественном музее (корпус «Городская управа», ул. Ленина, 64) состоялось открытие выставки «Три истории о войне», которую представил её куратор научный сотрудник Константин Иванов. [Подробнее]

События