Ишимский краеведческий музей




Главная > Быт сибиряка > Из воспоминаний моей бабушки

Из воспоминаний моей бабушки

 

Нечунаева Анна Прокопьевна - моя бабушка

 

Одни называют I-Песьяново Ишимского района деревней, другие – селом. Кто прав, судить трудно. Село, как правило, определялось по наличию в нём церкви, т.е. прихода, таковая в I-Песьяново была, но очень недолго (построена поздно, снесена рано). Ветряная мельница сохранялась до 1953 года, было развито кузнечное дело и ткачество.

 

Моя прабабушка Акелина Анисимовна (1900 г. рождения) из рода Тюменцевых, всю жизнь прожила в I-Песьяново. Ещё в XIX веке Тюменцевы вели в этой деревне крепкие крестьянские хозяйства с большим скотным двором и лучшими землями. Замуж прабабушка вышла за Прокопия Артемьевича Нечунаева. Он был из алтайских, рассказывал, что на Алтае жили целые деревни однофамильцев Нечунаевых. Обе фамилии были челдонскими. Чалдонами называют потомков первопроходцев Сибири. Это, в основном, выходцы из северорусских и, частично, среднерусских губерний. Они стали основой старожильческого населения Приишимья.

 

В деревне бытовали рассказы о том, что первопесьяновцы - коренные сибиряки, но и их прадеды когда-то пришли на эти земли впервые. Понравилось им богатое рыбой чистое песчаное озеро, кишащее горбунцами, и расселились вокруг него. Подтверждение этой легенды мне удалось найти в записях, составленных краеведами первопесьяновской школы в 1994 г.: «Первые поселенцы пришли на это место в конце 30-х гг. XIX века с поселения на реке Китерня. Однажды во время охоты они обнаружили в лесу озеро богатое рыбой, а в его окрестных лесах водилось много дичи. Постепенно охотники стали перебираться к озеру. Сначала строили зимники, а позже стали рубить избы из местного леса, так возникла деревня. Своё название она получила от озера. Песчаное ассимилировалось в русском языке в Песьяное, а позже появилась цифра «I», как указание на то, что это Песьяново возникло раньше, чем II-Песьяново (по Казанскому тракту)».

 

У моих прадедов Прокопия Артемьевича и Акелины Анисимовны Нечунаевых было пятеро детей. Старшая из дочерей Анна Прокопьевна и поведала мне о деревенском быте своего детства. Особенно тёплыми стали её рассказы о русской печке в нынешние суровые морозы. Русская печь потому и названа «русской», что является традиционной, она – главное место в доме, она и накормит и согреет. Печь была такой большой, что занимала третью часть избы. Однако, в России, растянувшейся от Чёрного моря до Камчатки, одни и те же традиции имели некоторую разницу в исполнении. Так случилось и с отношением к русской печке. Наверное многим приходилось слышать рассказы о том, что в давние времена русские печи были так велики, что в них мылись. Да, мылись, но в центральной полосе России. Коренные сибиряки брезгливо относились к такой традиции. «Тоже мне чистотка, а сама в печке мылась» - говорила сибирячка-свекровь о приезжей невестке. В Сибири для этих целей «испокон веку» ставили на огородах бани.

 

 

Русская печь на выставке "Зимняя Никольская ярмарка"

 

В детские годы моей бабушки, 1920-30-е, русские печи в деревне I-Песьяново железной плиты не имели. Печь полностью была кирпичной, а чаще - глиняной, так как кирпич был слишком дорогим для крестьянина материалом. На месте плиты находился глиняный выступ – шесток, в полуметре над ним – чувал. Топка, она же духовка, располагалась по центру шестка в глубине печи. Когда дрова сгорали, хозяйка разгребала угли в стороны и ставила в духовку , «на под», горшок со щами, кашей или другой снедью. Если нужно было испечь блины, делали это прямо на глиняном шестке, выгребая на него раскалённые угли. Сверху, на угли, ставили сковородку с блинами – и воскресное блюдо сибиряков готово.

 

 

Дровник - элемент русской печи

 

Печной камень нагревался и долго хранил тепло, потому лежанка на печи была излюбленным местом детей и стариков. Сухое печное тепло уберегало от простуды (это сейчас, в XXI веке стало намного проще, ведь можно купить обогреватели электрические). Лежанку промывали простоквашей, которая делала поверхность гладкой, не оставляющей следов глины, застилали мягкой подстилкой и забирались греться. Одна ночь на печи обеспечивала здоровье на всю зиму.

 

 

Чугунок, нач. ХХ в.

 

Вспоминает Бабуся и деревенских нищих бродяг, которых кормили всей деревней «подённо» (по очереди в каждом доме). Бродяги ночевали в банях, не остывших после того, как семья уже помылась. Топились бани «по-чёрному». Дым выходил не в трубу, а в окно и двери, а когда дрова прогорали, окна и двери закрывали, чтобы сохранить тепло. Каменка (печь в бане) ещё долгое время оставалась горячей. Бани топили не только по субботам, чтобы помыться, но и во время родов. Повитухе (женщине, принимавшей роды) нужна была не только горячая вода для роженицы и новорожденного, но и первый банный дым, для того, чтобы увидеть судьбу родившегося. Знающие опытные повитухи в день рождения младенца наблюдали в банное окошко за дымом и в том, как он расстилался, усматривали причину смерти новорождённого (утонет, будет убит, ошпарится и т.п.). Эти предсказания всегда были пророческими. Был в I-Песьяново случай, когда впечатлительные родители стали оберегать своё чадо от предсказанной участи. Они так были озабочены судьбой ребёнка, что рассказали свои страхи бродяге, кормившемуся в свою очередь в их доме. И нищий старик посоветовал им простой и самый действенный способ – обратиться к Евангелию.

 

 

Заслонка, нач. ХХ в.

 

Мечтала моя бабушка быть учительницей, но нужда не позволила ей получить образования. Окончила она только три класса средней школы и пошла в няньки. Но эти первые учебные годы она провела не у себя в деревне, а в школе-коммуне в Ишиме. Школа эта находилась в деревянном здании неподалёку от вокзала (в настоящее время снесено). И даже трёхклассного образования хватило Бабусе для того, чтобы работать в I-Песьяново и счетоводом, и бригадиром, и почтальоном. Надеюсь услышать от неё ещё немало интересного из жизни её родной деревни.

 

О.Н. Самсонова

Афиша
16/05/2017

20 мая 2017 в музее будет проходить Всероссийская акция "Ночь в музее" в программе: [Подробнее]

10/05/2017

27 апреля 2017 г. в Ишимском историко-художественном музее (корпус «Городская управа», ул. Ленина, 64) состоялось открытие выставки «Три истории о войне», которую представил её куратор научный сотрудник Константин Иванов. [Подробнее]

События