Ишимский краеведческий музей




Главная > О музее > Новости > Публикации > Поезд времени. Век XX
Меню

Поезд времени. Век XX

Идея и её воплощение

Для музейщиков выставка, как книга для писателя, спектакль для режиссёра – ребёнок, детище, выношенное и рождённое в творческих муках и поиске. Начинается всё с идеи, которая может родиться вдруг, может появиться из намёка или подсказки, но в собственном индивидуальном воплощении.

В 2007 г. случилась сотрудникам Ишимского историко-художественного музея рабочая командировка в г. Красноярск, где мы общались с сотрудниками музея и вынашивали свежие замыслы собственных проектов, наблюдая интереснейшие вагоны-теплушки по периметру главного зала Красноярского музея. Одна из идей получила воплощение в экспозиции «Поезд времени. Век ХХ». Автором концепции этого грандиозного выставочного проекта стала директор музея Галина Евгеньевна Лукошина, его монтаж осуществлялся силами научных сотрудников, художников и рабочих Ишимского историко-краеведческого музея. Выставочный проект - творчество коллективное, над ним работала команда исследователей (Т.Ю. Носкова, О.Н. Мишкина, А.А. Кошкарова, О.Н. Самсонова) и хранителей (О.Н. Маракулина, С.В. Завьялова, О.Н. Квашнина, Ю.Д. Изотенко) и они же воплощали проект в жизнь.

«Поезд времени…» - это попытка объять необъятное, показать историю Ишима на фоне истории страны. В Ишиме, как в зеркале, отражалось и преломлялось всё, что происходило в стране, ишимцы не оставались в стороне – они были участниками всех важных исторических событий ХХ века: строили железную дорогу; организовывали колхозы, пионерские и комсомольские организации, участвовали в экспедиции парохода «Челюскин»; страдали от репрессий и принимали политических ссыльных; уходили на войну, работали на эвакуированных предприятиях, отправляли на фронт подарки воинам; отрядами уезжали на освоение целинных земель, строительство БАМа, строили города на севере Тюменской области; защищали южные границы России в Афганистане, переживали дефолт, восстанавливали церкви и многое-многое другое.

Монтировать «Поезд времени. Век ХХ» было большим удовольствием, так как за 20 лет работы музея (с декабря 1991 г.) его фонды пополнялись, в основном, предметами ХХ века. Хотя встречались и сложности. Например, сапоги-дутыши, первые тетрисы – яркие приметы 80-х гг., в фондах музея отсутствовали, и найти их оказалась крайне затруднительно. До сих пор свободно место под малиновый пиджак – символ новых русских перестроечной эпохи.

Рассказывая о событиях ХХ века, мы стремимся образовать и воспитать наших зрителей, помочь им узнать себя через радости и печали, которые пережили их родители.

 

Дорога…

В настоящее время важна реклама, потому многие музеи и культурные центры используют такой приём пиара, как яркое броское название – от этого зависит 50 % успеха. Так появляются Чудовища и Пожиратели, Великие и Ужасные… мы же решили даже в названии не уходить от времён, о которых повествует экспозиция. Соединили термин «поезд», получивший новое модерновое для первых десятилетий ХХ века железнодорожное значение, с тем, что остаётся неизменным и безжалостным, хотя проходят века – «временем». В результате получилось современно и объёмное по содержанию сочетание ПОЕЗ ВРЕМЕНИ из одного ассоциативного ряда с «Машиной времени». Его интрига в том, что витрины – это купе поезда, они всегда закрыты и каждый, кто подходит к витрине волнуется и теряется в догадках: а что же там, за дверью купе?

Не случайна идея именно поезда. ХХ век – век железный и начался он для нашего города со строительства железной дороги, которая изменила экономику Ишима, его культурное развитие, внесла свои особенности в архитектуру. Именно железная дорога в 1944 году разделила город невидимым часовым поясом на две части: железнодорожную и непосредственно город - до тех пор, пока станция Ишим относилась к Омской железной дороге, а город уже входил в состав Тюменской области. Это деление было конечно условным и, тем не менее, все служащие железной дороги жили по омскому времени, им не имело смысла переводить часы – проще помнить, что Ишим живёт на час позже.

Дорога лейтмотивом проходит через весь проект. Со временем её строительства угасла зимняя Никольская Ярмарка - одна из крупнейших ярмарок России В Ишиме появился рабочий класс, инженеры и грамотные рабочие внесли свою культуру в общественную жизнь города.

Именно по железной дороге увозили из Ишима продукты, отнятые у крестьян продразвёрсткой, а к городу подходили поезда с отрядами красноармейцев для борьбы с повстанцами в 1921 году. В том кровавом году на ишимской земле случилось самое крупное крестьянское восстание против советской власти – гражданская война. Чтобы наши современники знали об этой трагедии, мы посвятили ей отдельный выставочный зал в рамках экспозиции «Поезд времени…» и ведёт туда настоящий железнодорожный переезд, обозначенный по всем правилам - шлагбаумом и сигнальными огнями.

Во время Великой Отечественной войны поезда увозили ишимских ребят на фронт, а возвращались с оборудованием эвакуированных заводов, семьями с оккупированных территорий, ранеными и осиротевшими детьми. Эвакуированных горожане встречали сразу на вокзале, размещали в своих домах и делились скудными продуктами

В радостном 1957 году на станции Ишим останавливались пассажирские составы с делегатами на фестиваль молодёжи и студентов из Монголии, Китая и Кореи. Позже поезда увозили ребят, уезжающих по комсомольским путёвкам на стройки в разные концы России.

Последнее купе «Поезда …» рассказывает о мятежных, неожиданных и непонятных 80-90-х. Именно это купе оборудовано окном и столиком, под которым стоит «вечный» клетчатый баул «челнока», кормивший в те годы всю страну, как в настоящем пассажирском вагоне. В интерактивном окне можно просмотреть документальные фильмы из серии «Прогулки по Ишиму», отрывки из фильмов, связанных с темами экскурсий.

 

Жизнь требует перемен

 

В течение трёх лет своего существования выставка постоянно изменяется в соответствии с темами экскурсий. Как правило, нашими постоянными посетителями являются группы школьников и студентов, потому, в зависимости от того какие события истории их интересуют, мы делаем акценты на предметах и документах, составляем тексты экскурсий и интерактивных программ.

В рамках проекта проводим молодёжный форум, на котором ребята обсуждают проблему влияния молодёжных организаций, течений на формирование личности. Просмотр фильма «Мы из будущего» задаёт тон размышлениям над вечными ценностями, побледневшими в современном мире, а поскольку долгое время в ХХ веке было только три молодёжных организации (октябрята, пионеры, комсомольцы), мы принимаем современных ребят в пионеры, чтобы они не ответили как некогда мой сын. Его спросили: «Кто такие пионеры?» и услышали в ответ: «Те, кто играет на пианино».

Выставка не остановилась в развитии, её изменяют сами посетители. Они подсказывают темы, передают в музей предметы и документы. Однажды мне довелось проводить на «Поезде времени…» экскурсию гостям города. Они, конечно, вспомнили времена перестройки, увидев в витрине копию «ваучера», много говорили о том времени …. И через неделю передали нам на хранение подлинную банкноту МММ с портретом Мавроди.

Каждая витрина-купе повествует о своём десятилетии и озвучено популярными для того времени песнями и голосами, так как любое событие в истории города и государства ассоциируется с характерным звуковым сопровождением. Вернее наоборот, каждый звук вызывает у человека связанные с ним воспоминания.

Так в 30-е годы была популярна история об убитом кулаками трактористе Петре Дьякове из деревни Усть-Ламенка. Байку о якобы убитом кулаками трактористе рассказал Сталину автор стихов песни «Прокати нас, Петруша, на тракторе…» И. Молчанов и песня стала шлягером для советской молодёжи – она и сопровождает рассказ экскурсовода о времени становления нового Советского государства. Голос Левитана, сообщающий о начале Великой Отечественной войны, а позже – капитуляции фашистской германии. Радио-переговоры С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина в исторический момент старта первой ракеты с человеком на борту сопровождают витрину 60-х годов.

В советское время основная радиотрансляция шла из проводного радио, которое находилось во всех домах и квартирах и не выключалось. Каждое утро жители страны советов просыпались под звуки гимна, слушали новости и делали зарядку, даже если упражнения они не выполняли, то всё равно слышали голос радио-физрука под аккомпанемент. Сейчас эти звуки у многих вызывает ностальгию.

У многих, чьи детство и юность были «счастливыми советскими», экспозиция «Поезд времени…» вызывает щемящее желание вернуться в ту эпоху.

В советское время Ишим называли Сибирской Швейцарией так как в нём на предприятиях изготавливали все необходимые для жизни предметы, вещи и продукты и если бы город жил изолированно, обеспечивая только ишимцев всеми производимыми товарами, он был бы самым благополучным и обеспеченным. С тех пор всё изменилось до наоборот. Однако Ишим - старейший город на юге Тюменской области - внёс свой весомый вклад в историю и культуру области и государства, о чём и повествует масштабный выставочный проект Ишимского историко-художественного музея «Поезд времени. Век ХХ».

 

К.ф.н., ст. н.с. ИИХМ Ольга Самсонова

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

1923 г. - в г. Ишиме родился Валерий Владимирович Медведев (1923 1997 гг.), член Союза писателей СССР с 1965 г. Автор повестей для детей и подростков, самая известная «Баранкин, будь человеком!»

1937 – 1967 гг. – в г. Ишиме работает Михаил Зверев (Лесной), член Союза писателей РСФСР с 1957 г., автор рассказов о природе для детей

1952 г. - обувная фабрика осваивает выпуск хромовых сапог с ворсистым голенищем; у 1967 г. выпущено 20,8 млн. пар сапог для покорителей Тюменского севера; в 1985 г. рабочие обувной фабрики осваивают выпуск сапог для лесозаготовителей и полусапог для металлургов

1953 г. – открыт Ишимский Дом отдыха (санаторий «Ишимский»), где первыми отдыхали фронтовики-железнодорожники со всей Тюменской области и Омской железной дороги

1962 г. – Н.П. Хрулёвым построена 80-метровая мачта городского ретранслятора.7 ноября ишимские телезрители увидели парад на Красной площади в Москве - на 10 лет раньше передач государственного транслятора.

1970 г. - 1-м секретарём ГК КПСС г. Нижневартовска назначен В.В. Бахилов - опытный организатор, прошедший школу руководящей работы в Ишиме. Он строил города нефтяников Сургут и Нижневартовск

1973 г. - 1-м секретарём ГК КПСС г. Надыма назначен Е.Ф. Козлов - опытный организатор, прошедший школу руководящей работы в Ишиме. Под его руководством строился город Надым

1977 г. – на Ишимском механическом заводе налажен выпуск станков для притирки топливной аппаратуры тепловозов, два таких станка отправили строителям БАМа. Продукцию завода поставляли по заявкам 26 железных дорог, в том числе на Кубу, в Венгрию, в Монголию.

1980 г. - ковровая фабрика выполняет спецзаказ на изготовление ковровых дорожек для Московского Кремля

Афиша
16/05/2017

20 мая 2017 в музее будет проходить Всероссийская акция "Ночь в музее" в программе: [Подробнее]

10/05/2017

27 апреля 2017 г. в Ишимском историко-художественном музее (корпус «Городская управа», ул. Ленина, 64) состоялось открытие выставки «Три истории о войне», которую представил её куратор научный сотрудник Константин Иванов. [Подробнее]

События